МКОУ СОШ 3 с Кугульта
село Кугульта
  • Профессиональные стандарты

    Наставничество

    Документы

    Документы не выбраны

    Работа с молодыми специалистами

    Наставничество — этот метод адаптации к профессии может осуществляться на любом этапе профессиональной карьеры;

    • наставничество направлено на становление и повышение профессионализма в любой сфере практической деятельности;
    • это одна из эффективных форм профессионального обучения, имеющая «обратную связь»;
    • наставник может координировать, стимулировать адаптационный процесс, управлять им, используя дополнительно любые другие методы обучения.

    Перечисленные признаки подтверждают значимость этого метода профессионального становления личности, его действенность и образовательную ценность.

    ЭТАПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    НАСТАВНИКА И МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

    Можно выделить следующие этапы взаимодействия наставника и молодого специалиста:

    1. Прогностический: определение целей взаимодействий, выстраивание отношений взаимопонимания и доверия, определение круга обязанностей, полномочий субъектов, выявление недостатков в умениях и навыках молодого специалиста.
    2. Практический: разработка и реализация программы адаптации, корректировка профессиональных умений молодого специалиста.
    3. Аналитический: определение уровня профессиональной адаптации молодого специалиста и степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

    КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

    Система наставничества складывается из четырех взаимообусловленных компонентов:

    1. Заинтересованность организации–работодателя в профессиональном росте сотрудников.
    2. Конкретные цели, задачи, программы деятельности субъектов, включенных в систему наставничества.
    3. Процесс профессиональной адаптации молодого специалиста.
    4. Межличностное общение между наставником и обучаемым в процессе взаимодействия.

    ПРЕИМУЩЕСТВА НАСТАВНИЧЕСТВА КАК МЕТОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

    Традиционно используются следующие формы обучения преподавателей:

    • обучение без отрыва от основной работы;
    • научно-исследовательская работа;
    • обучение по собственной программе, основанное на личном опыте и практике;
    • обучение на контрактной основе;
    • заочное обучение на курсах переподготовки и повышения квалификации;
    • участие в конференциях и семинарах;
    • командировки с целью обмена опытом и т. п.

    Наставничество как форма профессиональной адаптации и повышения квалификации педагога занимает среди этих форм обособленную позицию. Дело в том, что эта деятельность включает в себя все вышеперечисленные формы, дополняет их и наполняет новым смыслом – оказание профессиональной помощи и поддержки молодому учителю.

    Преимущества этой формы организации помощи очевидны: педагогическое наставничество имеет более широкую направленность, менее теоретизированно, обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы с молодыми специалистами в условиях реальной трудовой деятельности. Кроме того, в этом процессе осуществляется тесный межличностный контакт наставника и воспитанника, анализ сильных и слабых профессиональных позиций конкретного молодого учителя, а следовательно, и более строгий контроль за его практической деятельностью.

    НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФОРМА САМОАНАЛИЗА ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА

    Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами (перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками).
    Принимая на себя обязанности наставника, педагог открывает для себя ряд преимуществ:

    • во-первых, наставничество помогает опытному педагогу увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности;
    • во-вторых, при успешном осуществлении данных функций наставник ощущает свой вклад в систему профессиональной адаптации молодого учителя, получает удовлетворение от общения с педагогом-воспитанником;
    • в-третьих, настоящий наставник всегда должен стремиться к самосовершенствованию;
    • в-четвертых, выполнение функций наставника может (и должно!) помочь в развитии педагогической карьеры учителя, повышении его педагогической квалификации; способствует росту доверия к нему в педагогическом коллективе школы;
    • в-пятых, поскольку наставничество носит субъект-субъектный характер, педагоги-наставники могут не только делиться собственным опытом с более молодыми коллегами, но также и учиться у них, расширять свой арсенал навыков и умений, осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности и т. п. Главное – быть открытым для педагогических инноваций!

    РЕЗУЛЬТАТЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

    Здесь нужно оговориться: рассуждать о пользе наставничества уместно лишь при условии, что эта работа ведется планомерно, системно и систематически, имеет конкретную практическую цель – подготовить высококвалифицированного специалиста для работы в образовательном учреждении. Достижение этой цели и будет являться реальной пользой для образовательного учреждения.
    Наиболее ощутимыми результатами такой работы могут быть:

    • во-первых, повышение квалификации и профессионального мастерства педагогического коллектива, его сплоченность, следование общим целям и интересам школы;
    • во-вторых, развитие личностно ориентированных отношений между коллегами-учителями, способствующих эффективному оказанию помощи и поддержки в педагогической практике школы;
    • в-третьих, формирование в школе такой категории педагогов, которая способна брать на себя ответственность за обучение молодых специалистов. Это самое ценное приобретение для школы, потому что наибольшей эффективности педагогическая деятельность достигает в тех образовательных учреждениях, которые сами «растят» свои педагогические кадры

    Отчет о портфолио наставляемых

     В начале своей карьеры все молодые педагоги нуждаются в поддержке и помощи опытных учителей. Профессиональное содействие в адаптации начинающих специалистов  в Год педагога и наставника успешно проходит в МКОУ СОШ 3 с Кугульта. Организация наставничества в  нашей школе позволяет: повысить уровень практической подготовки преподавателей, эффективно обучать приёмам педагогической работы, вносить коррективы в деятельность учителей, мотивировать молодых специалистов к профессиональному росту. Наставники Циндрина Н.В. и Селюкова Т.Г. со своими наставляемыми совместно работают  над созданием Портфолио молодого педагога, в котором отражена методическая тема по самообразованию,  разработан  план работы профессионального роста учителей. Портфолио постоянно пополняется методическими материалами, которые пригодятся молодым педагогам  в организации учебного и воспитательного процесса. Аветисян А. А. под руководством наставника Селюковой Т.Г. поучаствовала  в краевом конкурсе на лучшую методическую разработку по работе с одарёнными детьми, в  краевых олимпиадах по Году педагога и наставника приняли активное участие и её  обучающиеся  и получили призовые места.

     

    Отчёт по наставничеству  в МКОУ СОШ 3 с Кугульта за II четверть 2023-2024 г.

    наставника Селюковой Т.Г. и наставляемой Аветисян А.А

    Планируемые мероприятия

    Срок исполнения

    Результат

    Ноябрь-декабрь

    1. Культура внешнего вида и речи педагога. Профессиональная этика педагога.

    06.11.2023

    Проведена  беседа с молодым специалистом. Наставник отмечает, что Аветисян А.А. всегда соблюдает профессиональную этику в одежде и в поведении.

    2.Посещение молодым специалистом уроков педагога-наставника.

    16.11.2023  23.11.2023

    Молодой специалист посетила уроки Селюковой Т.Г. в 1 «А» классе. Был  сделан анализ уроков математики,  чтения, письма. В методическую копилку наставляемой были помещены интересные формы, методы и разные виды работ на уроке. Аветисян А.А. с удовольствием перенимает опыт работы наставника Селюковой, берёт для работы лучшие новинки в технологиях обучения и применяет их на своих уроках.

    3. «Современный урок: структура и конструирование».

    02.12.2023

     Селюковой Т.Г. проведены консультации – практикумы для разработки современного урока на семинар, который пройдёт в январе. Учителя Аветисян А.А. и Селюкова Т. Г. покажут совместный  открытый бинарный урок математики и финансовой грамотности.

    4.Воспитательная деятельность. Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников. Разговор о важном. Как провести это занятие с увлечением.

    В течение четверти

    Практическое занятие по проведению внеклассных мероприятий и Разговора о важном провела наставник Селюкова Т.Г. Посетила классный час и отметила качественную подготовку и интересный подбор игр и заданий  наставляемой Аветисян А.А.

    5. Посещение уроков молодого специалиста педагогом-наставником.

    11.12.2023-18.12.2023

    Селюкова Т.Т. посетила уроки Аветисян А.А. в 4 «А» классе. Сделан  анализ  посещённых уроков. Татьяна Георгиевна отметила, то что уроки математика, русский язык, литературное чтение и окружающий мир, на которых она была    отвечают  всем требованиям стандарта. Учитель Аветисян А.А. применяет групповую работу, прослеживается системно-деятельностный подход, практическая работа на уроках поднимает качество образовательного процесса в 4 классе,  даёт  обучающимся знания для жизни.

    6. Консультация «Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся»

    20.12.2023

    С молодым педагогом прошёл консультация-практикум, на котором наставляемая училась организовывать индивидуальные занятия с одарёнными детьми и слабоуспевающими. По субботам Аветисян А.А. применяет полученные знания занимаясь индивидуально с детьми.

    8.Тренинг «Учусь строить отношения»

    25.12. 2023

    С Аветисян А.А. проведён тренинг по различным  взаимоотношениям. Были проанализированы педагогические  ситуации, на которых выстраивались правильные решения. Применять Азайник Артаковна будет их  с обучающимися так и с  родителями.

    Отчёт по наставничеству  в МКОУ СОШ 3 с Кугульта за II четверть 2023-2024 г.

    наставника Циндриной Н.В. и наставляемой Ширинян А.

    Планируемые мероприятия

    Срок исполнения

    Результат

    Ноябрь-декабрь

    1. Культура внешнего вида и речи педагога. Профессиональная этика педагога.

    03.11.2023

    Проведена беседа наставляемой Ширинян А. о культуре внешнего вида и речи педагога. Разобрали требования к профессиональной этики педагога.

    2.Посещение молодым специалистом уроков педагога-наставника.

    16.11.2023  23.11.2023

    Обмен опытом. Ширинян А посетила уроки в 3 классе у Циндриной Н.В. с целью обмена опытом. Проведен их анализ.

    3. «Современный урок: структура и конструирование».

    02.12.2023

    Проведена консультация – практикум по теме: «Современный урок: структура и конструирование». Выделены основные требования к построению современного урока, соответствующего обновленному ФГОС. Отработали практический  навык составления урока.

    4. Воспитательная деятельность. Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников. Разговор о важном. Как провести это занятие с увлечением..

    В течение четверти

    С Ширинян А. проведено практическое занятие   по разработке  и проведению воспитательных мероприятий. Совместно разработали несколько занятий «Разговор о важном».

    5. Посещение уроков молодого специалиста педагогом-наставником.

    11.12.2023-16.12.2023

    Обмен опытом. Во 2 четверти  Циндриной Н.В.  посещены уроки  в 4 классе у наставляемой  Ширинян А Проведен самоанализ и  анализ и проведённых уроков.

    6.Организация работы в ГИС  «Электронное образование»

    В течении четверти

    Проведёны  консультации с наставляемой Ширинян А по выполнению единых требований к ведению журналов.

    Проведено практическое занятие по изучению положений и их применению. В течение четверти Циндрина  Н.В. . проводился контроль за  систематическим заполнением д/з и выставлением текущих отметок.

    7. Консультация «Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся»

    19.12.2023

    Проведена консультация по «Организации индивидуальных занятий с различными категориями учащихся». С наставляемой разобраны разнообразные формы и методы индивидуальной работы

    8.Тренинг «Учусь строить отношения»

    23.12. 2023

    С Ширинян А. проведен тренинг по  анализу педагогических ситуаций.

    Банк данных наставников и наставляемых в МКОУ СОШ 3 с Кугульта в 2023-2024 учебном году

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике