Профессиональные стандарты
Документы
Работа с молодыми специалистами
Наставничество — этот метод адаптации к профессии может осуществляться на любом этапе профессиональной карьеры;
- наставничество направлено на становление и повышение профессионализма в любой сфере практической деятельности;
- это одна из эффективных форм профессионального обучения, имеющая «обратную связь»;
- наставник может координировать, стимулировать адаптационный процесс, управлять им, используя дополнительно любые другие методы обучения.
Перечисленные признаки подтверждают значимость этого метода профессионального становления личности, его действенность и образовательную ценность.
ЭТАПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
НАСТАВНИКА И МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
Можно выделить следующие этапы взаимодействия наставника и молодого специалиста:
- Прогностический: определение целей взаимодействий, выстраивание отношений взаимопонимания и доверия, определение круга обязанностей, полномочий субъектов, выявление недостатков в умениях и навыках молодого специалиста.
- Практический: разработка и реализация программы адаптации, корректировка профессиональных умений молодого специалиста.
- Аналитический: определение уровня профессиональной адаптации молодого специалиста и степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
Система наставничества складывается из четырех взаимообусловленных компонентов:
- Заинтересованность организации–работодателя в профессиональном росте сотрудников.
- Конкретные цели, задачи, программы деятельности субъектов, включенных в систему наставничества.
- Процесс профессиональной адаптации молодого специалиста.
- Межличностное общение между наставником и обучаемым в процессе взаимодействия.
ПРЕИМУЩЕСТВА НАСТАВНИЧЕСТВА КАК МЕТОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Традиционно используются следующие формы обучения преподавателей:
- обучение без отрыва от основной работы;
- научно-исследовательская работа;
- обучение по собственной программе, основанное на личном опыте и практике;
- обучение на контрактной основе;
- заочное обучение на курсах переподготовки и повышения квалификации;
- участие в конференциях и семинарах;
- командировки с целью обмена опытом и т. п.
Наставничество как форма профессиональной адаптации и повышения квалификации педагога занимает среди этих форм обособленную позицию. Дело в том, что эта деятельность включает в себя все вышеперечисленные формы, дополняет их и наполняет новым смыслом – оказание профессиональной помощи и поддержки молодому учителю.
Преимущества этой формы организации помощи очевидны: педагогическое наставничество имеет более широкую направленность, менее теоретизированно, обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы с молодыми специалистами в условиях реальной трудовой деятельности. Кроме того, в этом процессе осуществляется тесный межличностный контакт наставника и воспитанника, анализ сильных и слабых профессиональных позиций конкретного молодого учителя, а следовательно, и более строгий контроль за его практической деятельностью.
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФОРМА САМОАНАЛИЗА ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА
Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами (перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками).
Принимая на себя обязанности наставника, педагог открывает для себя ряд преимуществ:
- во-первых, наставничество помогает опытному педагогу увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности;
- во-вторых, при успешном осуществлении данных функций наставник ощущает свой вклад в систему профессиональной адаптации молодого учителя, получает удовлетворение от общения с педагогом-воспитанником;
- в-третьих, настоящий наставник всегда должен стремиться к самосовершенствованию;
- в-четвертых, выполнение функций наставника может (и должно!) помочь в развитии педагогической карьеры учителя, повышении его педагогической квалификации; способствует росту доверия к нему в педагогическом коллективе школы;
- в-пятых, поскольку наставничество носит субъект-субъектный характер, педагоги-наставники могут не только делиться собственным опытом с более молодыми коллегами, но также и учиться у них, расширять свой арсенал навыков и умений, осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности и т. п. Главное – быть открытым для педагогических инноваций!
РЕЗУЛЬТАТЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
Здесь нужно оговориться: рассуждать о пользе наставничества уместно лишь при условии, что эта работа ведется планомерно, системно и систематически, имеет конкретную практическую цель – подготовить высококвалифицированного специалиста для работы в образовательном учреждении. Достижение этой цели и будет являться реальной пользой для образовательного учреждения.
Наиболее ощутимыми результатами такой работы могут быть:
- во-первых, повышение квалификации и профессионального мастерства педагогического коллектива, его сплоченность, следование общим целям и интересам школы;
- во-вторых, развитие личностно ориентированных отношений между коллегами-учителями, способствующих эффективному оказанию помощи и поддержки в педагогической практике школы;
- в-третьих, формирование в школе такой категории педагогов, которая способна брать на себя ответственность за обучение молодых специалистов. Это самое ценное приобретение для школы, потому что наибольшей эффективности педагогическая деятельность достигает в тех образовательных учреждениях, которые сами «растят» свои педагогические кадры
Отчет о портфолио наставляемых
В начале своей карьеры все молодые педагоги нуждаются в поддержке и помощи опытных учителей. Профессиональное содействие в адаптации начинающих специалистов в Год педагога и наставника успешно проходит в МКОУ СОШ 3 с Кугульта. Организация наставничества в нашей школе позволяет: повысить уровень практической подготовки преподавателей, эффективно обучать приёмам педагогической работы, вносить коррективы в деятельность учителей, мотивировать молодых специалистов к профессиональному росту. Наставники Циндрина Н.В. и Селюкова Т.Г. со своими наставляемыми совместно работают над созданием Портфолио молодого педагога, в котором отражена методическая тема по самообразованию, разработан план работы профессионального роста учителей. Портфолио постоянно пополняется методическими материалами, которые пригодятся молодым педагогам в организации учебного и воспитательного процесса. Аветисян А. А. под руководством наставника Селюковой Т.Г. поучаствовала в краевом конкурсе на лучшую методическую разработку по работе с одарёнными детьми, в краевых олимпиадах по Году педагога и наставника приняли активное участие и её обучающиеся и получили призовые места.
Отчёт по наставничеству в МКОУ СОШ 3 с Кугульта за II четверть 2023-2024 г.
наставника Селюковой Т.Г. и наставляемой Аветисян А.А
Планируемые мероприятия |
Срок исполнения |
Результат |
Ноябрь-декабрь |
||
1. Культура внешнего вида и речи педагога. Профессиональная этика педагога. |
06.11.2023 |
Проведена беседа с молодым специалистом. Наставник отмечает, что Аветисян А.А. всегда соблюдает профессиональную этику в одежде и в поведении. |
2.Посещение молодым специалистом уроков педагога-наставника. |
16.11.2023 23.11.2023 |
Молодой специалист посетила уроки Селюковой Т.Г. в 1 «А» классе. Был сделан анализ уроков математики, чтения, письма. В методическую копилку наставляемой были помещены интересные формы, методы и разные виды работ на уроке. Аветисян А.А. с удовольствием перенимает опыт работы наставника Селюковой, берёт для работы лучшие новинки в технологиях обучения и применяет их на своих уроках. |
3. «Современный урок: структура и конструирование». |
02.12.2023 |
Селюковой Т.Г. проведены консультации – практикумы для разработки современного урока на семинар, который пройдёт в январе. Учителя Аветисян А.А. и Селюкова Т. Г. покажут совместный открытый бинарный урок математики и финансовой грамотности. |
4.Воспитательная деятельность. Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников. Разговор о важном. Как провести это занятие с увлечением. |
В течение четверти |
Практическое занятие по проведению внеклассных мероприятий и Разговора о важном провела наставник Селюкова Т.Г. Посетила классный час и отметила качественную подготовку и интересный подбор игр и заданий наставляемой Аветисян А.А. |
5. Посещение уроков молодого специалиста педагогом-наставником. |
11.12.2023-18.12.2023 |
Селюкова Т.Т. посетила уроки Аветисян А.А. в 4 «А» классе. Сделан анализ посещённых уроков. Татьяна Георгиевна отметила, то что уроки математика, русский язык, литературное чтение и окружающий мир, на которых она была отвечают всем требованиям стандарта. Учитель Аветисян А.А. применяет групповую работу, прослеживается системно-деятельностный подход, практическая работа на уроках поднимает качество образовательного процесса в 4 классе, даёт обучающимся знания для жизни. |
6. Консультация «Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся» |
20.12.2023 |
С молодым педагогом прошёл консультация-практикум, на котором наставляемая училась организовывать индивидуальные занятия с одарёнными детьми и слабоуспевающими. По субботам Аветисян А.А. применяет полученные знания занимаясь индивидуально с детьми. |
8.Тренинг «Учусь строить отношения» |
25.12. 2023 |
С Аветисян А.А. проведён тренинг по различным взаимоотношениям. Были проанализированы педагогические ситуации, на которых выстраивались правильные решения. Применять Азайник Артаковна будет их с обучающимися так и с родителями. |
Отчёт по наставничеству в МКОУ СОШ 3 с Кугульта за II четверть 2023-2024 г.
наставника Циндриной Н.В. и наставляемой Ширинян А.
Планируемые мероприятия |
Срок исполнения |
Результат |
Ноябрь-декабрь |
||
1. Культура внешнего вида и речи педагога. Профессиональная этика педагога. |
03.11.2023 |
Проведена беседа наставляемой Ширинян А. о культуре внешнего вида и речи педагога. Разобрали требования к профессиональной этики педагога. |
2.Посещение молодым специалистом уроков педагога-наставника. |
16.11.2023 23.11.2023 |
Обмен опытом. Ширинян А посетила уроки в 3 классе у Циндриной Н.В. с целью обмена опытом. Проведен их анализ. |
3. «Современный урок: структура и конструирование». |
02.12.2023 |
Проведена консультация – практикум по теме: «Современный урок: структура и конструирование». Выделены основные требования к построению современного урока, соответствующего обновленному ФГОС. Отработали практический навык составления урока. |
4. Воспитательная деятельность. Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников. Разговор о важном. Как провести это занятие с увлечением.. |
В течение четверти |
С Ширинян А. проведено практическое занятие по разработке и проведению воспитательных мероприятий. Совместно разработали несколько занятий «Разговор о важном». |
5. Посещение уроков молодого специалиста педагогом-наставником. |
11.12.2023-16.12.2023 |
Обмен опытом. Во 2 четверти Циндриной Н.В. посещены уроки в 4 классе у наставляемой Ширинян А Проведен самоанализ и анализ и проведённых уроков. |
6.Организация работы в ГИС «Электронное образование» |
В течении четверти |
Проведёны консультации с наставляемой Ширинян А по выполнению единых требований к ведению журналов. Проведено практическое занятие по изучению положений и их применению. В течение четверти Циндрина Н.В. . проводился контроль за систематическим заполнением д/з и выставлением текущих отметок. |
7. Консультация «Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся» |
19.12.2023 |
Проведена консультация по «Организации индивидуальных занятий с различными категориями учащихся». С наставляемой разобраны разнообразные формы и методы индивидуальной работы |
8.Тренинг «Учусь строить отношения» |
23.12. 2023 |
С Ширинян А. проведен тренинг по анализу педагогических ситуаций. |
Банк данных наставников и наставляемых в МКОУ СОШ 3 с Кугульта в 2023-2024 учебном году